Основные инструменты изменения, на основе которых строятся техники и приёмы НЛП.
Показаны инструменты, которые составляют "ядро" техники - то есть этапы доступа и внедрения ресурса (в 9-ти шаговой схеме изменения).
Например, интериоризация используется в большинстве техник на этапе подстройки к будущему, а якоря используются в той или иной степени практически в любой интервенции.
Понятно, что в технике могут использоваться несколько инструментов одновременно, поэтому они и записаны сразу в несколько групп.
Инструменты – это то, чем мы воздействуем «снаружи» на внутренний мир человека. А воздействуем на то, что внутри. Но, что мы считаем внутри, очень сильно зависит от наших представлений – если мы заглянем внутрь мозга (например, при помощи томографии), то увидим там только кучу нейронов. Можем понаблюдать как они включаются/выключаются. Определим какие доли мозга более активны. Но мы там не увидим ни субмодальностей, ни убеждений, ни частей, ни мета-программ. В повседневной жизни о том, что происходит внутри человека, мы судим по его (внешнему) поведению – изменению мимики, движениям, голосу, по его словам. И результаты этой калибровки мы уже интерпретируем в "фобии", "мета-программы", "части" и "убеждения" - то есть создаём некие модели описания субъективного мира человека и пытаемся что-то с этими моделями сделать.
Якорение
Используется в том или ином виде практически везде, где можно. Якорите нужное состояние в любом контексте, потом воспроизводите якорь в нужной момент – и получаете доступ к этому состоянию.
Субмодальности
Если есть статистическая закономерность: например, у большинства людей отдаление образа уменьшает переживание, страх ощущается как закрученный клубок в животе, - технику можно упростить. Симптом - описание переживания - что меняем. Соответственно, таких техник можно очень много напридумывать.
Мета-состояния
Мета-состояния позволяют как изменить отношение к ситуации, так и «разрушить» или «закрепить» нужные паттерны. У Майкла Холла практически к любому паттерну – от «Взмаха» до «Смены убеждений» - есть вариант, основанный на мета-состояниях.
Разделение на части или принципы
В некоторых случаях удобно представить, что человек состоит или в нём присутствуют части личности, уровни восприятия и т.д. В результате мы можем сказать, что за поведение отвечает какая-то часть личности человека, побеседовать с ней и убедить вести себя более правильно. Или представить, что субъективный мир человека состоит из состояний, целей, оценок и действий. И т.д.
Используется: «Интеграция конфликтующих частей», «Шестишаговый рефрейминг», «Сущностная трансформация», «Выравнивание логических уровней».
Рефрейминг
Рефрейминг здесь используется в общем смысле – новый взгляд на ситуацию. Так что сюда подходят не только «официальные» рефрейминги – разговорный и раскрутки - но и любые другие способы. То же трёх-позиционное описание, взгляд из другой «роли», с другого нейро-логического уровня или другого мета-программного набора.
Сознательный контроль
Вы можете сжать руку в кулак? Сказать «А-а-а»? Сделать глубокий вдох? Это всё сознательное управление самим собой. Можно научиться сознательно контролировать не только мышцами руки и речью – мы можем сознательно менять субмодальности или эмоции, или ещё что. Для этого, понятно, сначала нужно «это» осознать и помнить, что само по себе осознание управление не даёт – узнав, что «вредное» убеждение звучит громче и ближе, человек совершенно не обязательно понимает, что потом с этим убеждением делать. Ему нужно объяснить, как убеждение можно представить и отодвинуть, как отшкалировать эмоцию, как контролировать дыхание в сложной ситуации, какие именно мышцы в какой момент расслаблять или напрягать и т.д. Но сюда так же можно отнести и прямые просьбы Клиенту что-то сделать – добавить уверенность в ситуацию или увеличить уровень радости - без объяснения самого процесса.
Инструкции бессознательному
Как-то Ричард Бендлер говорил, что «бессознательно сделает всё, что вы захотите, если его правильно проинструктировать». Инструктировать можно по-разному, давая команды (пресуппозиции, вложенные сообщения), проводя по шагам техники («Шестишаговый рефрейминг»), вставляя инструкции (при чём не обязательно речевые ) в метафоры.
Интериоризация
Реально выполняемые элементы действия заменяются на воображаемые. Регулярно используемый приём в НЛП, например, при проверке результата интервенции: «Представь себя в ситуации и определи, как ты теперь себя ведешь?». Так же используется при обучении новым навыкам – предлагается мысленно выполнить действия.
Экстериоризация
Элементы действия, выполняемые обычно в уме, либо «озвучиваются», либо материализуются в действиях с реальными предметами. Сюда будет относиться как словесное описание внутреннего процесса, так и использование предметов – надписи на бумажках и манипуляции с ними, рисование внутренних образов, соотнесение людей с предметами или куклами и т.д.
Гибридизация
Смешивание элементов разных техник.
По теме:
Схема:: 9-ти шаговая схема изменения
Наши книги:: Конструирование техник НЛП
Статья:: Конструирование техник НЛП
Мини-техника:: Визуальное сдавливание
Мини-техника:: Размер переживания
Техника:: Стратегия Уолта Диснея
Техника:: Смена субмодальностей
Техника:: Интеграция конфликтующих частей
Техника:: Генератор нового поведения
Техника:: Шестишаговый рефрейминг
Техника:: Быстрое лечение фобий
Техника:: Интеграция логических уровней
Техника:: Стратегия Уолта Диснея
Модель НЛП:: Раскрутки (фокусы языка)
Модель НЛП:: Декартовы координаты