Намерение
Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым поведением. Что бы мы не делали - говорили, бегали, ругались, смотрели фильм, - всё это служит определённой цели. А цель эта очень простая – удовлетворить какую-то ценность. Ценности как раз такие внутренние цели, и в речи описываются номинализациями: счастье, свобода, достаток, уважение... А намерение к этому ещё добавляет глагол в завершённой форме: подтвердить любовь, получить счастье, увеличить достаток, защитить свою свободу.
Мы чистим зубы для того, чтобы поддержать здоровье, покупаем новую обувь для получения удобства, а новую машину для поддержания престижа, читаем статьи для увеличения знаний, занимаемся сексом для получения удовольствия, пьём кофе по утрам для усиления бодрости. Даже у вроде бы "негативного действия" - истерики, депрессия, аллергии, - практически всегда есть позитивное намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».
Всё что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.
Либо по-другому:
каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.
Критерии намeрения
Намерение должно отвечать следующим критериям:
· это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть, - и отвечает на вопрос: «Что ты хочешь получить?»;
· это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека: увеличить уверенность, подтвердить значимость, получить счастье;
· намерение для человека позитивно - то есть человек оценивает эту цель как положительную и полезную для себя.
Как выяснить намeрение
Выяснить намерение, стоящее за каким-то поведением, можно задавая вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что тебе это даст?
- Что ты от этого получишь?
- Для чего ты это делаешь?
- Какой в этом смысл?
Например:
- Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
- Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
- Ничего не даёт, только мешает.
- А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
- Ну, я боюсь получить отказ.
- А что произойдёт, если тебе откажут?
- Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]
Инструментальные и терминальные цeннoсти
Как я уже писал, намерение – это потребность удовлетворить какую-то ценность. А ценности бывают инструментальные (ценности-средства) и терминальные (конечные, ценности - цели).
Придумал это не я, а американский психолог Милтон Рокич.
Тут ведь как, к полученной ценности (или намерению) можно задать тот же самый вопрос: «Зачем тебе это нужно?» - и получить ответ. Пью кофе по утрам для бодрости, бодрость для уверенности в себе, уверенность в себе для стабильности.
Вот только в какой-то момент появляются ценности, которые важны сами по себе. То есть они не «зачем» и не «для чего». А вот просто важно и всё.
То есть все инструментальные ценности (и связанные с ними намерения) менять легко – они же всего лишь способ реализовать терминальную ценность. И можно поискать другие варианты этой реализации.
Признаки терминальной цeннoсти
· Человек не может (состояние "удивления" тут вполне характерное и чётко калибруемое состояние, отличное от состояния "значение есть - найти не могу") найти ответа на вопросы:
- Зачем тебе это нужно?
- Что это для тебя обозначает?
и т.п.
· Он конгруэнтно подтверждает, что эта ценность "важна сама по себе".
Ну а теперь собственно техника.
По шагам
1. Контекст и поведение
То есть то, что вы делаете. Более полезно брать варианты поведения, которые вас не совсем устраивают. Это может быть что-то в формулировке «я делаю», так и «я не делаю»: «я не занимаюсь спортом», «я сижу за компьютером до полуночи» и т.п.
Но и поработать с вполне приемлемыми вариантами тоже может быть вполне полезно.
2. Определите терминальную ценность
Выясните терминальную ценность, которую удовлетворяете таким способом. Для этого задавайте вопросы:
- Зачем мне это нужно?
- Что мне это даёт?
- Что я от этого получаю?
- Для чего я это делаю?
- Какой в этом смысл?
до тех пор, пока не найдёте ценность, которая важна сама по себе.
3. Найдите ещё три способа удовлетворения этой ценности
А теперь творческий процесс: найдите ещё несколько способов, как можно эту самую терминальную ценность удовлетворить. Не менее трёх вариантов.
Сделать это удобно так:
Генератор нового поведения
a) Придумайте (или измените) вариант поведения , который бы вас устраивал для реализации вашей терминальной ценности в этой ситуации.
b) Представьте со стороны (диссоциированно), как это будет выглядеть и слышаться. Нравиться ли вам то, что вы видите и слышите? Достигаете ли вы своего намерения? Если нет, то вернитесь на шаг а).
c) Шагните в картинку и проживите эту ситуацию изнутри (ассоциируйтесь). Утраивает ли вас то, как это чувствуется внутри? Если нет, то на шаг а).
d) Экологическая проверка: не повредит ли вам этот новый вариант поведения? Если может повредить – на шаг а).
4. Встраивание
Несколько раз мысленно проиграйте ситуацию (которую выбрали в пункте 1), используя новые варианты поведения.
Демонстрация
Оператор: -Выбери не совсем устраивающее тебя поведение.
Клиент: - Иногда после работы я засиживаюсь в социальных сетях допоздна. Не ложусь вовремя и не высыпаюсь.
О:- Хорошо. А для чего ты это делаешь?
К:- Наверно я так отвлекаюсь.
О:- От чего отвлекаешься?
К:- Ну, от окружающей действительности.
О:- А зачем ты от неё отвлекаешься?
К:- Чтобы она не раздражала.
О:- А что тебе даёт то, что тебя не «раздражает окружающая действительность»?
К:- Расслабление, наверно.
О:- А что тебе даёт расслабление?
К:- Думаю, оно нужно мне для получения спокойствия.
О:- Хорошо. А зачем тебе спокойствие? Что оно тебе даёт?
К:- А вот спокойствие мне даёт состояние умиротворения.
О:- А состояние умиротворения тебе что даёт?
К:- Да особо ничего не даёт. Это вроде само по себе нужно.
О:- Точно?
К:- Да, вполне.
О:- Хорошо. Подумай, как ты ёщё можешь получить состояние умиротворения?
К:- Я могу посмотреть интересный фильм, почитать книгу, погулять, помедитировать.
О:- Отлично. Сейчас пойдем последовательно. Представь со стороны, как выглядит один из вариантов твоего поведения – например, просмотр фильма.
К:- Да, представил.
О:- Нравится ли тебе, как это выглядит со стороны?
К:- Да, вполне.
О:- Хорошо, а теперь шагни внутрь картинки. Прочувствуй это изнутри. Какие впечатления?
К:- Неплохо.
О:- Подумай, не повредит ли тебе этот вариант поведения?
К:- А вот тут может быть как с просиживанием в социальных сетях – трудно остановиться, пока фильм не кончится.
О:- Хорошо, тогда попробуй изменить образ просмотра фильма так, чтобы ты мог остановиться, когда захочешь.
К:- Да, я добавил контроль. Мне так даже больше нравится.
О:- А внутри как?
К:- И внутри хорошо.
О:- А в таком варианте, может повредить?
К:- Нет, в таком варианте не повредит.
О:- Хорошо. С остальными ты делаешь аналогично: смотришь со стороны – проверяешь, нравится или нет – если не нравится, меняешь картинку до тех пор, пока не начнёт нравится (если это возможно) – потом заходишь в картинку – проверяешь, нравится или нет – меняешь, если не нравится. В конце, делаешь экологическую проверку – смотришь, не повредит ли новый вариант поведения. Если может повредить – пытаешь изменить – если не получается, отказываешься.
...
К:- Да, сделал. Единственно, медитировать не получилось – там какое-то другое состояние получается. Но зато я подправил сидение в соцсетях – как в просмотр фильмов добавил контроль. Получилось хорошо.
О:- Замечательно. Теперь представь, как ты завтра приходишь с работы – чем ты занимаешься.
К:- Ну, могу почитать, кино посмотреть, могу погулять пойти, посмотреть, что ВКонтакте написали.
О:- Ложишься вовремя?
К:- Да, если захочу.
О:- Тоже самое, например через неделю.
К:- Да, нормально.
О:- Через месяц?
К:- Вполне.
О:- Тогда, спасибо.