Следующий способ показать ложность убеждения (или подтвердить истинность - если убеждение создаём) - это найти контекст, в котором убеждение не работает. Сюда относятся паттерны фокусов языка «размер фрейма», «противоположный пример», «применение к себе».
Это всё вполне соответствует типам разговорного рефрейминга: содержания (смысла) - при котором мы меняем содержание, - и контекста, при котором содержание не трогаем, но меняем контекст. При этом в фокусах языка - да и в разговорном рефрейминге тоже - абсолютно чётко разделить изменение содержание и изменение контекста вряд ли получится. Скорее это фокус внимания - на содержание, или на контекст.
Если при работе с областью «убеждение» мы ориентировались на мышление по аналогии, то здесь основа - индуктивное мышление, от частного к общему. Вообще, большая часть убеждений образовано именно индуктивным способом - на основе некоторого количества событий строится общее утверждение:
- Маша жалуется на жизнь, Петя жалуется на жизнь, мне моя жизнь не нравится - люди недовольны жизнью.
Существует полная и неполная индукция. При полной индукции исследуются все примеры: «У меня на всех пальцах есть ногти». При неполной индукции есть несколько примеров и на их основе делается вывод: «Вася носит джинсы, Петя носит джинсы, Оля носит джинсы - сейчас все носят джинсы». Главная особенность неполной индукции в том, что это всегда гипотеза, предположение. И сколько бы у вас не было подтверждающих примеров утверждения - один, сто, тысяча или миллион, - для опровержения достаточно всего одного противоположного примера. И, как вы понимаете, большинство убеждений образованных индуктивным способом, образованы с помощью неполной индукции - просто потому, что обычно невозможно проверить все варианты.
Так что при работе с областью «контекст»,
чтобы изменить убеждение, ищем ситуацию, в которой это убеждение ложно.
При чём, как я уже писал, достаточно всего одного примера.
А чтобы создать новое убеждение, определяем ситуации, в которых оно истинно.
Для любого - даже этого - утверждения, есть границы применимости. Если мы возьмём «нормальное» научное исследование, там указывается область применимости.
- Мужчины предпочитают блондинок.
Верно для мужчин в возрасте от 22 до 56 лет стран Европы и Северной Америки с доходом от 30000$ в год.
- Небольшие дозы алкоголя продлевают жизнь.
Верно только для определённого количества доз, для определённых видов алкоголя, для людей с одинаковой диетой, доходом, проживающих в похожем климате и т.д.
Цифры и факты практически выдуманы, просто для примера.
Так что найти контекст, в котором убеждение ложно или хотя бы вызывает сомнение, не так уж и сложно. Чем мы сейчас и займёмся.
Когда мы говорим, что «контекст расширяется» или «контекст сужается»,
исходный контекст мы предполагаем - в этой стране, в наше время, с этими людьми и т.д.
Кванторы и модальности
На прошлом занятии я описал простую схему укрупнения/разукрупнения кванторов. Логично было бы предложить такую же для модальностей. Но так как они будут довольно похожи, мне проще показать общую схему.
Просто нужно помнить, что
кванторы определяют характеристики множеств, а модальности - процессов.
Но кванторы могут характеризовать повторяемость действий: постоянно ходит, изредка звонит.
Основные правила:
- использование в речи кванторов всеобщности, модальностей точности, долженствования и запрета границы усиливает;
- использование кванторов существования, модальностей вероятности, разрешения и возможностей границы ослабляет;
- отрицание переводит в «противоположную» категорию: не запрещено > разрешено, не точно > вероятно;
- расширение контекста увеличивает сдвиг в соответствующую сторону.
При чём это всё можно комбинировать:
- Все должны …
- Возможно, некоторые могут …
- Бывает, что никто не имеет права …
- Вероятно, не все обязаны всегда …
- Абсолютно все вынуждены …
- Возможно некоторые из нас точно когда-то что-то сделали.
- Ты хочешь сказать, что никто, никогда и ни в чём не должен был быть виноват?
Воздействие
Укрупнение
Контекст можно расширить настолько, что выйдем за границы истинности убеждения (если его меняем).
То есть нам надо контекст так растянуть, чтобы в него попали примеры, противоречащие утверждению.
- Люди завистливы.
- Да, во все времена люди только и занимались тем, что завидовали.
[расширение по времени (во все времена) и процессу (только и занимались)]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А как же короли, императоры и прочие фараоны древности?
[расширение по людям: короли, императоры, фараоны]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- То есть за всю жизнь ты ни разу не сбрасывал вес?
[расширение по времени: за всю жизнь]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Во всех странах, где используют продукты с ГМО, население вымирает от рака?
[расширение по месту: во всех странах]
Создаём убеждение.
- Люди могут сами справиться со своими проблемами.
- Посмотри в интернете - есть огромное количество книг, в которых описано не только как это сделать, но и множество примеров того, как это было сделано.
[расширение по вещам: огромное количество книг, множество примеров]
- Я сам отвечаю за свою жизнь.
- Ты уже давно живёшь отдельно от родителей и обеспечиваешь себя - так что ты действительно сам отвечаешь за свою жизнь.
[расширение по времени: давно живёшь]
Разукрупнение
Если при укрупнении контекста мы его расширяем настолько, чтобы в него попали варианты противоречащие утверждению, то при разукрупнении мы просто на этих противоречиях концентрируемся. Например, можно прямо показать противоположный пример или предложить его найти. Ещё вариант – можно уменьшить контекст настолько, чтобы убеждение перестало работать.
- Люди завистливы.
- Знаешь ли ты хотя бы одного не завистливого человека?
[сужение по людям: хотя бы одного]
- Люди бывают завистливы, но не постоянно и не все.
[сужение по времени и людям: не постоянно, не все]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Ты знаешь, если это и было верно – то только в конце предыдущего века.
[сужение по времени: только в конце предыдущего века]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Хоть когда-нибудь в своей жизни ты сбрасывал вес?
[сужение по времени: хоть когда-нибудь]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Я недавно съел салат с ГМО-кукурузой. Когда начнётся рак?
[сужение по процессу и времени: недавно съел, когда]
Создаём убеждение.
- Люди могут сами справиться со своими проблемами.
- У меня есть знакомый - так он довольно быстро сам разобрался со своим страхом пауков.
[подтверждающий пример]
- Я сам отвечаю за свою жизнь.
- Как только ты сделал это выбор.
[сужение по времени: как только ]
Аналогия
Здесь мы «сдвигаем» контекст, не меняя его размер, но так, чтобы убеждение перестало быть верным (если меняем убеждение).
- Люди завистливы.
- Год назад ты так не считал.
[сдвиг по времени: год назад]
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- А где-нибудь в Лос-Анджелосе, где у всех машины, этот человек тоже будет вызывать уважение?
[аналогия по месту]
- Я не могу похудеть, потому что я слабохарктерный.
- Три месяца на необитаемом острове – и характер станет железный.
[аналогия по месту]
- Продукты с ГМО вызывают рак.
- Особенно это опасно для цыплят-бройлеров, которых кормят ГМО-кормами.
[аналогия по субъекту: люди - цыплята]
- Меня отшила девушка - я неудачник.
- Да ладно. Раз на раз не приходится.
[пословица]
Создаём убеждение.
- Люди могут сами справиться со своими проблемами.
- Люди вполне справляются со своими проблемами, например, в быту - гвоздь прибить, кран заменить.
[аналогичный контекст: «(психологические) проблемы» - «проблемы в быту» ]
- Я сам отвечаю за свою жизнь.
- Лет через тридцать это не будет вызывать никаких вопросов.
[сдвиг по времени]
Мета
Здесь мы оцениваем из мета-позиции контекст.
- Только человек с машиной вызывает уважение.
- Ты веришь, что это справедливо в любой ситуации?
[убеждение о контексте]
- Люди завистливы.
- Как ты себе это внутри представляешь - вот человек завидует богатым, вот завидует красивым, вот завидует умным?
[анализ внутреннего представления контекста]
Для тех, кто разбирается: при анализе внутреннего представления контекста - мы исследуем базу убеждения, - а при анализе внутреннего представления убеждения - внутреннее представление самого убеждения.
Если при работе с областью «убеждение» мы применяля правило к самому убеждению, то здесь мы его применяем к важному для клиенту вещам: к нему самому, его поведению, родственникам, работе и так далее. В наиболее часто используемом варианте проверяем соответствует ли сам человек заданным правилам.
- Люди завистливы.
- Сколько нужно иметь зависти, чтобы обвинять людей в этом!
[применение правило к самому человеку]
- Все люди лгут.
- Как ты сейчас лжёшь мне?
[применение правило к самому человеку]
- Женщина обязательно изменит.
- Как ты смеешь называть свою мать шлюхой!
[применение правило к его матери]
Создаём убеждение.
- Люди могут сами справиться со своими проблемами.
- Это убеждение абсолютно справедливо, но не во всех ситуациях.
[убеждение о контексте]
- Я сам отвечаю за свою жизнь.
- По-видимому, ты уже начал отвечать и за это убеждение.
[применение правила к самому клиенту]
Паттерны
Паттерны фокусов языка, соответствующие области «контекст»:
- изменение размера фрейма;
- противоположный пример;
Изменение размера фрейма
Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл.
Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.
- У меня никогда не получится уйти с этой работы.
- Через десяток лет вас просто насильно отправят на пенсию.
Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.
- Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?
Можно уменьшить временную рамку.
- То есть сегодня ты домой не вернёшься?
Можно расширить контекст по вариантам действия:
- А так же никогда не получится уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.
Противоположный пример
Поиск исключений из правила, которое ставило бы под сомнение обобщение, определяемое данным убеждением.
В случае создания убеждения мы получим скорее «подтверждающий пример» - ситуацию, в которой новое убеждение точно истинно.
Если в «размере фрейма» мы так меняем контекст, чтобы в нем оказалось исключение из правил, но человек как бы должен догадаться сам, то в «противоположном примере» мы прямо указываем на это исключение.
Оператор может как сам предложить исключение из правил:
- Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
- Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?
Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.
- Мужчины всегда лгут!
- Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.
Схема
Презентация
Видео
Кратко
- Чтобы изменить убеждение, ищем ситуацию, в которой это убеждение ложно.
- Чтобы создать новое убеждение, определяем ситуации, в которых оно истинно.
- При укрупнении мы расширяем контекст так, чтобы в нём оказалось исключение из правил (для изменения убеждения).
- При разукрупнении мы сужаем контекст так, чтобы выйти за пределы истинности убеждения (для изменения убеждения).
- Частный случай разукрупнения - «противоположный пример», при котором мы просто сообщаем об исключении из правил.
- При аналогии мы сдвигаемся по времени, людям, месту, или предлагаем метафору про контекст.
- При мета-оценке мы можем создать убеждение о контексте, применить структуру убеждения к самому убеждению или исследовать внутреннее представление контекста.
- Соответствие паттернам:
- изменение размера фрейма;
- противоположный пример;
- применение к себе.
Примеры с разбором
Меняем убеждение «В трудные времена, чтобы выжить, нужно себе во всём отказывать».
- Знаешь ли ты людей, которые в трудные времена особо себе ни в чём не отказывали, но выжили?
Предлагаем Клиенту самому найти исключение из правил.
- Ты готов отказаться даже от помощи?
Конкретный пример, противоречащий утверждению.
- Отказом от всего ты и создашь себе трудные времена.
Ищем контекст, в котором убеждение оказывается ложным - причина и следствие меняются местами.
- Не думаю, что задержка зарплаты на три дня - вопрос жизни и смерти.
Сужаем контекст так, чтобы убеждение воспринималось ложным.
- Наорал начальник - прекрати общаться в соцсетях, опоздал поезд - теперь никакого пива.
Абсурдные примеры использования убеждения в разных контекстах.
- Возможно, чтобы выжить, тебя для начала нужно отказаться от этого убеждения.
Применение убеждения к самому убеждению.
- У нас в стране практически всё время трудные времена - теперь не жить что ли?
Расширяем контекст на более продолжительный промежуток времени.
- Ты же понимаешь, что это утверждение не будет верным для многих людей и ситуаций?
Убеждение о контексте.
Меняем убеждение «Ты нравишься женщинам, когда у тебя есть деньги и статус».
- После того, как женишься, это убеждение будет казаться тебе смешным.
Оцениваем текущую ситуацию из момента в будущем (сдвиг по времени). При этом пресуппозируем, что Клиент понравился хотя бы одной женщине (женился) и в соответствии с другими критериями («это убеждение будет казаться смешным»).
- Знаешь ли ты женщин, которым нравятся, например, умные мужчины? Воспитанные? Красивые?
Предлагаем Клиенту самому найти исключение из правил.
- То есть ты ходишь в спортзал, чтобы нравиться мужчинам?
«Применение к себе»: находим поведение не совсем подходящее под убеждение и предполагаем для него не совсем «хорошее» намерение.
- В детском саду ты тоже так считал?
Сдвигаемся по времени в прошлое.
- Наверно это правильно, когда ты идёшь в публичный дом.
Находим «неприличный» контекст, в котором убеждение оказывается правильным.
- Есть множество людей, и женщин тоже, для которых богатство вызывает отвращение.
Расширяем контекст по людям.
Создаём убеждение «Я способен делать дела вовремя».
- Назови хотя бы три примера, когда ты успевал всё сделать вовремя.
Ищем три подтверждающих примера - так как для многих людей убедителем создания убеждения будет как раз три повторения.
- Когда ты научишься успевать вовремя, твои сомнения тебе будут казаться смешными.
Пресуппозируем создание навыка и предлагаем оценить текущую ситуацию из того момента (сдвиг по времени).
- Когда ты думаешь об этом убеждении - сколько именно ситуаций, подтверждающих его, тебе нужно, чтобы ты точно в него поверил?
Анализируем внутреннее представление контекста.
- Прекрасное убеждение!
Создаём поддерживающее убеждение об убеждении.
- Значит, ты способен поверить в это к нужному моменту.
«Применение к себе» - используем концепцию убеждения к созданию веры в него.
Проверь себя
Определите, какие кванторы и модальности использованы во фразах.
- Некоторые дети бывают жутко наглыми.
- Не все собаки вынуждены клянчить еду.
- Он не имеет права лишать кого-либо возможности сделать это.
- Возможно, иногда я бываю не прав.
- Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…
- Не всегда получается быстро разобраться абсолютно со всеми проблемами.
- Когда утром ты быстро собираешься на работу, ты просто мечешься по квартире.
- Все мужчины бывают непоследовательны, но не постоянно и не во всех ситуациях.
- Не может быть, чтобы он хоть кому-то это не рассказал.
- У каждого из нас должна быть хоть одна маленькая тайна.
- кванторы существования: «некоторые», «бывают»; модальность точности: «жутко»;
- отрицание квантора всеобщности: «не все»; модальность долженствования: «вынуждены»;
- отрицание модальности запрета: «не имеет права»; отрицание модальности возможности: «лишать возможности»; квантор существования: «кого-либо»;
- модальность вероятности: «возможно»; кванторы существования: «иногда», «бываю»;
- кванторы существования: «кто-то», «кое-где», «порой»;
- отрицание квантора всеобщности: «не всегда»; модальность точности: «абсолютно»; квантор всеобщности: «со всеми»;
- -
- квантор всеобщности: «все»; квантор существования: «бывают»; отрицание кванторов всеобщности: «не постоянно», «не во всех»;
- отрицание модальности вероятности: «не может быть»; квантор существования: «хоть кому-то»;
- квантор всеобщности: «у каждого»; модальность долженствования: «должна»; квантор существования: «хоть одна».
Определите типы воздействия, использованные в фокусах языка для изменения убеждения: «Женщина должна всегда хорошо выглядеть, иначе она перестанет нравиться».
- Должна ли перестать нравиться женщина, смывшую косметику?
- Да, нынче женщины в долгах, что в репьях.
- Каким образом внешний вид связан с тем, нравится женщина или нет?
- Лет через десять это убеждение тебе покажется просто смешным.
- Младенцы любят матерей не за внешний вид.
- То есть перед собеседованием ты заботишься только о макияже?
- Думаю, это правило не будет работать для многих мужчин.
- Знаешь ли ты женщин, которые нравятся не только за внешность?
- Муж тебя разлюбит тут же, как ты наденешь старую футболку?
- А говорят, что кто слишком любит себя, того не слишком любят другие.
- расширение контекста: «должна ли перестать»;
- аналогия: поговорка «в долгах, как в репьях»;
- мета: выясняем структуру убеждения (то есть это фокус языка для области «убеждения»);
- аналогия: сдвиг по времени;
- противоположный пример;
- мета: «применение к себе»;
- мета: убеждение о контексте;
- противоположный пример;
- мета: «применение к себе»;
- аналогия: поговорка «кто слишком любит себя, того не слишком любят другие».
Задание
Для изменения убеждения «Я недостоин любви» сконструируйте фокусы языка для области «контекст»:
- укрупнение по людям;
- укрупнение с модальностью долженствования;
- разукрупнение по ценностям;
- разукрупнение с квантором существования;
- «противоположный пример» (разукрупнение);
- сдвиг по времени в будущее (аналогия);
- пословицу про контекст (аналогия);
- «применение к себе» (мета);
- убеждение об контексте (мета);
- исследование внутреннего представления контекста (мета).
Для создания убеждения «У каждого человека может быть свой собственный взгляд на мир» сконструируйте фокусы языка для области «контекст»:
- укрупнение по ценностям;
- укрупнение с отрицанием модальности возможности;
- разукрупнение по людям;
- разукрупнение с отрицанием модальности долженствования;
- «подтверждающий пример» (разукрупнение);
- сдвиг в прошлое (аналогия);
- пословица или поговорка о контексте (аналогия);
- убеждение по поводу контекста (мета);
- правило относительно правила (мета).