Понятие «фрейм» (он же «рамка») - одно из основных в НЛП. Куча моделей, техник и приёмов связаны со сменой фрейма - рефрейминг, фокусы языка, позиции восприятия, метасообщение, логические уровни и т.д. и т.п. Но что же такое этот «фрейм» и как он работает? Интуитивно то вроде понятно, но...

Роберт Дилтс в энциклопедии фрейм определяет как «основной фокус или направление, которое обеспечивает общее руководство для мыслей и действий во время взаимодействия».

То есть

фрейм определяет наши действия и правила обработки информации.

А дальше некоторое количество мыслей по теме.

  1. В психологию идею фреймов ввёл любимый нами Грегори Бейтсон. Он, кстати, и вводит метафору «рамы картины»: «Рама картины сообщает зрителю, что при интерпретации картины он не должен использовать тот же тип мышления, который он мог бы использовать при интерпретации обоев вне рамы». («Экология разума»)
  2. Фрейм нами определяется на основе метакоммуникативных сигналов - как вербальных («ну мы же просто играем!», «в этом выпуске новостей»), так и невербальных. Понятно, что не обязательно эта метакоммуникация происходит вот прямо сейчас - если ребёнок в театре начнёт вести себя «шумно», то он тут же получит кучу вербальных и невербальных метакоммуникативных сообщений о неприемлемости такого поведения и «научится вести себя правильно» и придя в театр уже взрослым будет знать «как себя вести».
  3. Фрейм, с одной стороны, сообщает какие убеждения стоит использовать для интерпретации ситуации. С другой - есть убеждения, определяющие, какой фрейм нам нужно сейчас использовать: игра, деловая коммуникация, кино и т.д.
  4. Получается, что и убеждения на разных логический уровнях: на нижнем, которые задают правила обработки информации и выбора действия, и на более высоком - убеждения о правилах определения фрейма.
  5. Многие способы разрыва шаблона как раз связаны с резкой сменой фрейма. Есть разрыв шаблона через прерывание физического паттерна, вроде рукопожатия. Есть разрыв шаблона через речевой парадокс: «правдивая ложь», «горячий снег». А есть разрыв шаблона через смену фрейма: «Была очень неловкая ситуация, когда Аркадий внезапно засмеялся на похоронах. Его тогда так и недохоронили.»
  6. Так как фрейм определяет правила обработки информации, смена фрейма запускает другие стратегии обработки этой самой информации. Например, смена фрейма «проблема» на «задачу» или столь любимый многими авторами смена чего угодно на фрейм игры: «Игры, в которые играют люди/акулы бизнеса/худые люди» и т.п.
  7. В этом смысле меняя субмодальности мы напрямую меняем фрейм, что как раз запускает другие правила восприятия и обработки информации. Что может (или не может) привести к смене оценки или переструктурированию представления нужным образом.
  8. Для смены фрейма нужно попасть/использовать убеждения человека об определении фрейма.
  9. Кстати, Бейтсон по поводу фрейма «игра»: «В расширенном виде высказывание "это - игра" выглядит примерно так: "Действия, в которых мы сейчас участвуем, не означают того, что означали бы действия, которые они обозначают».
  10. То есть сообщение о том, что «это игра» говорит, что нужно по-другому интерпретировать сигналы, которые обычно, например, говорят о драке. То есть конструируется (мета)фрейм более высокого логического уровня. И получается, что этих уровней может быть весьма много.
  11. «Метасостояния» Холла судя по всему это и описывают - мы создаём фрейм фрейма, при чём каждый последующий фрейм находится на более высоком логическом уровне, т.е. является метафреймом. Но, если не ошибаюсь, Холл приблизительно так о метасостояниях и говорит.
  12. Конгруэнтность поведения определяется исходя из фрейма: «правильная» демонстрация счастья будет отличаться в повседневной коммуникации, в рекламе, на сцене театра или в цирке. То есть неконгруэнтность - поведение хотя бы частично не соответствующее представлениям о том, как должны себя люди вести в этом фрейме. Например, человек демонстрирует «мозаичные» метакоммуникативные сигналы. Или при обычной «повседневной» беседе эмоции демонстрирует как это принято в театре, с драматическим накалом.
  13. Понятие «контекст» в НЛП очень близко к понятию «фрейм». Так что в Нейрологических уровнях «environment» (окружение/контекст) скорее должны стоять выше убеждений и идентичности, а не в самом низу. Так как фрейм задаёт систему убеждений, используемых в данном контексте.
  14. И ещё Бейтсон: «Зависимость психотерапии от манипулирования фреймами следует из того факта, что терапия пытается изменить метакоммуникативные привычки пациента. До начала терапии пациент думает и действует с помощью определённого набора правил по составлению и пониманию сообщений. После успешной терапии он действует с помощью отличающегося набора таких правил. (Правила этого типа являются, вообще говоря, невербализированными и бессознательными как до, так и после терапии.) Из этого следует, что в процессе терапии должна была осуществляться коммуникация на метауровне по отношению к этим правилам - коммуникация относительно изменения правил.»

Пример, как строятся логические уровни фреймов. На примере карикатуры на которой используется типичный рефрейминг контекста.

Понятно, что разложить можно по-разному, думаю, это будет даже довольно индивидуально.

 

  1. Фраза: «Я дерьмо, я дерьмо, я дерьмо ...» (дигитально, надпись). Это содержание.
  2. Картинка (аналогово), на которой говорящий мужчина в позе лотоса плавающий по воде, тонущий корабль на заднем плане, руки (тонущих) людей. Это контекст, который задаёт свой фрейм (и меняет способ интерпретации фразы).
  3. Стиль рисования (аналогово) и надпись «карикатура» (дигитально): метакоммуникативное сообщение (метасообщение) о фрейме восприятия этой картинки - карикатура.
  4. Следующий более высокий фрейм задаётся названием статьи и тем, что картинка относится к этому тексту: анализ.
  5. И ещё более высокие фреймы: контекст НЛП (сайт, на котором опубликован, автор), информация из интернета и т.д. и т.п.

Каждый последующий фрейм находится на более высоком логическом уровне и задаёт способ обработки информации на низлежащих уровнях.