А теперь давайте поговорим об инструментах. При помощи чего можно сварганить это замечательное блюдо, под названием провокативное воздействие. Как я уже писал - ингредиенты все те же самые. Инструменты тоже знакомые, но заточенные конкретно под провокативку. Провокативные рефрейминги и раскрутки, гротеск, неважные ценности, неподходящие решение и прочее.


Понижение важности

То, что постоянно делается в провокативке - меняется важность. Мы сами создаём проблемы, объявив какие-то неприятные ситуации важными. И носясь и размахивая ими, как флагом. И пока мы придаём ЭТОМУ большую важность - ЭТО очень трудно изменить.

- Я не могу бросить курить.

- У меня слишком маленькая грудь.

- Я так мало зарабатываю.

- У меня не хватает денег на BMW.

- Мне не дали повышения.

Это я не к тому, что это не важно, а к тому - что пока мы считаем ЭТО очень важным и жутко сконцентрированы на ЭТОМ, изменить это не получается. Так что понижение важности - просто один из необходимых инструментов. Понижение важности проблемы, аргументов, последствий и так далее.

И для этого можно над «проблемой» посмеяться, поиронизировать, показать её глупость… Так что один из основных инструментов в провокативке это


Юмор

 

Провокативное воздействие - и мотивация, и коучинг, и терапия - всё это делается с юмором. Без всяких серьёзных рож и осознания важности проблемы. Тренинг по провокативному подходу один из самых весёлых. Если смотреть сессии Фрэнка Фарелли - там постоянно все смеются, и Фрэнк, и его клиент, и зрители, и даже переводчица. Это так не привычно - серьёзным же делом занимаемся. Как можно! Непосвящённом зрителю вся работа Фрэнка кажется просто издевательством над бедным клиентом с большой-большой проблемой. Ему же надо сочувствовать. Вот только сочувствие как раз обычно проблему поддерживает.

- Ей так тяжело. И как она справляется.

- Я тебя понимаю. Мужики такие сволочи.

- Я понимаю, тебе так тяжело.

И человек понимает всю ответственность и плюсы момента: он в центре внимания, он получает поддержку и одобрение. Так зачем всё это менять? Иметь проблему и ходить всем рассказывать о ней, получая за это вкусные плюшки - что может быть приятнее? Если нет слушателей - можно самому пожалеть себя. Так приятно. Этой фигнёй можно заниматься долго-долго.

- Я такой несчастный. Я ни на что не гожусь. А-а-а-а.

Для таких экземпляров ирония, юмор, а так же волшебный пинок в задницу - наиболее эффективные способы воздействия.


Фрэнк Фарелли: - Есть место для тех, кто потерпел поражение в жизни. Жизнь как пирамида. И каждая пирамида [маркирует на клиента] нуждается в основании. [Хихикает] Наверху [маркирует на себя] не так то много места. Ты должен это понимать.

Клиент: - Особенно если там ты.

Фрэнк Фарелли: - Да, те кто внизу могут говорить: «Как там неверху сегодня?» «Довольно хорошо, но только не двигайся». Да, стабильное основание.


Оксана: - Я думаю, что он (муж) умрёт раньше.

Фрэнк: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. У-у-у-у. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. "Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет". Да, это очень очаровательно. Что?

Оксана: - Ну у нас места на кладбище много. У нас нет проблем с землёй.

Фрэнк: - Да знаю я, но говорю сейчас о поэтической метафоре для подлинного курильщика. Будь умницей. Я уверен, что табачные компании были бы счастливы, если бы тебя похоронили в коробочке из под Винстона. Или Кемела.

Оксана: - Я не курю ни то, ни другое, поэтому лучше в другой какой-нибудь пачке.

Фрэнк: - Ну и фиг с ним. А что ты куришь?

Оксана: - Вог.

Фрэнк: - Это русские сигареты?

Оксана: - Да, делают здесь, наверное.

Фрэнк: - О, им это понравится. Ты и твой муж - вы будете просто моделями на плакатах. "Они курили наши сигареты и их даже схоронили в наших коробочках".

Оксана: [Смеётся]


Фрэнк: - Да, да. Ты когда ни будь вызывал у неё чувство стыда прилюдно? Мужчине очень важно знать, как позорить женщину при людях. Да. Ты ковыряешь в носу?

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Да! Ты можешь сказать [засовывает палец в нос]: «Ты хочешь в этот ресторан пойти или в этот»? Она скажет тебе: «Как отвратительно». А ты пукаешь? Скажи «Да».

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Знаешь, я это изучал в деталях. И, знаешь, мои исследования показывают, что женщины тоже пукают. Они делают это либо очень тихо, или они подгадывают это под такой шум, когда не слышно. Татьяна музыку любит? Да?

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Иногда женщина делает так: «Хочу послушать это произведение. … Извините».

Знаешь, они включают либо проигрыватель, либо приёмник: «Ой, извини, я не хотела так громко».

Знаешь, а в дни, когда очень ветрено, люди говорят: «Ой, очень ветер сильный». Но когда я провёл исследования, я сказал: «Да. Это прекрасный день, чтобы пукать». Потому что под свист ветра женщина может идти по улице и пукать, сколько хочет. Они обожают ходить по магазинам в ветреную погоду.

Ты время от времени в ресторан её водишь?

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Она наверно любит тихую музыку и свечи на столе?

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Знаешь, что показало моё исследование? Знаешь, почему женщины любят ужин при свечах? Потому что это сжигает запах, когда они пукают. Да, это правда. Да, так что теперь ты знаешь. Ты думаешь это романтика – нет, это сжигается этот вонючий газ. Да.

Они могут вести себя очень постыдно, но они всегда могут это скрыть. И то, почему мужчины вызывают чувство стыда у женщин – просто потому, что они не пытаются это скрыть. Я обучал мужчин, как позорить женщин прилюдно, чтобы у неё был этот пиковый опыт женский. Когда она возводит очи к небесам и говорит: «Мама дорогая!» И эта нота отвращения в её голосе. Знаешь, это такой пиковый опыт для женщины. …


Неподходящее решение

Ещё один милый паттерн - предложить клиенту неподходящее решение для его проблемы. Это можно использовать как для создания замешательства, так и для расширения карты - когда нужно помочь клиенту найти способ достижения цели или когда способ то есть, но стоит поискать получше.

Способ подбирается вполне провокативно - даёт заявленный результат, но не так, не там, не с теми людьми и не в том количестве. Вы предлагаете клиенту неподходящий вариант решения проблемы - желательно совершенно фантастический или принципиально морально не приемлемый. Во-первых это вышибает его из того состояния, в котором он застрял, во-вторых, мотивирует искать более приемлемые способы. А в третьих - задаёт иную точку отсчёта координат для оценки действия. Как я уже писал - одна из основных задач при провокативном воздействии «выбить» человека из состояния, в котором он застрял. Пусть вместо депрессии или обиды, будет смех, гнев, восторг, ярость, азарт - любая активная эмоция.


Из КВН:

Пациентка: - Я вешу 130 килограмм. А хочу весить 90.

Врач: - [Задумчиво] Так, весишь 130, а надо 90. Ну, можно ногу отрезать.


Марина: - В моей семье существует очень острая вражда между мужем и сыном.

Фрэнк Фарелли: - Знаешь, отцеубийство - это решение. Ну, с исторической точки зрения.


Владимир: - Я застрял и не могу принять решение … между двух утверждений. Я хочу, чтобы у меня была гармоничная семья, но мне кажется, что я не слишком сильно люблю свою супругу. И я …

Фрэнк: - … Ты можешь сказать Татьяне: «Я хочу быть гармоничным, но просто мне на тебя наплевать. Я просто недостаточно люблю тебя, чтобы заплатить эту цену». Что? Может быть гармонии это не создаст, но внимание точно привлечёт.


Клиент: - У меня не получается много зарабатывать.

Оператор: - Так ограбь банк. Это освящённая веками традиция. Посмотри американские боевики - как только денег мало, человек идёт грабить банк. Или казино - но у нас с этим сложнее. Ещё можно укокошить старушку-процентщицу. Сам Достоевский об этом писал. Грабёж - исторически сложившийся способ поправить своё финансовое положение.


Клиентка: - Я не могу принять решение.

Оператор: - Просто подбрось монетку - это избавить тебя от ответственности за результат. Во всём будет виновата случайность. Или монетка. Если что потом получится не так, сможешь с ней расправиться - разбить молотком или пожертвовать бомжу.


Клиентка: - Меня бесит моя свекровь.

Оператор: - Так разведись. Зачем тебе муж, у которого тебе не нравится мама. Мама ведь главная часть у мужчины, без неё он и мужчиной то не считается.


Клиент: - Я хочу начать своё дело.

Оператор: - Для начала можешь взять ответственность за полив цветов в доме. Надо же с чего-то начинать.


Клиент: - Хочу сбросить вес.

Оператор: - Слабительное! Раз - и вес сброшен!


Обоснование

При чём все эти дурацкие идеи и оценки желательно обосновывать. Чтобы это всё выглядело солидно и оправданно: примеры, ссылки на авторитеты, рассказы о событиях из жизни… Но при этом обязательно должно быть с изъяном - в рассуждениях ошибки, контекст совсем другой, ценности не важны для клиента (об этом чуть дальше). И ещё не забываем про невербалику кавычек.

Но для явно неприятных последствий обоснование как раз должно быть очень прочным и понятным.

В провокативке всё время строится домик из песка, который постоянно рушится. При чём эта непрочность здания должна быть вполне понятна клиенту.


Фрэнк: - … А ты пукаешь? Скажи «Да».

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Знаешь, я это изучал в деталях. И, знаешь, мои исследования показывают, что женщины тоже пукают. Они делают это либо очень тихо, или они подгадывают это под такой шум, когда не слышно. Татьяна музыку любит? Да?

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Иногда женщина делает так: «Хочу послушать это произведение. … Извините».

Знаешь, они включают либо проигрыватель, либо приёмник: «Ой, извини, я не хотела так громко».

Знаешь, а в дни, когда очень ветрено, люди говорят: «Ой, очень ветер сильный». Но когда я провёл исследования, я сказал: «Да. Это прекрасный день, чтобы пукать». Потому что под свист ветра женщина может идти по улице и пукать, сколько хочет. Они обожают ходить по магазинам в ветреную погоду.

Ты время от времени в ресторан её водишь?

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Она наверно любит тихую музыку и свечи на столе?

Владимир: - Да.

Фрэнк: - Знаешь, что показало моё исследование? Знаешь, почему женщины любят ужин при свечах? Потому что это сжигает запах, когда они пукают. Да, это правда. Да, так что теперь ты знаешь. Ты думаешь это романтика – нет, это сжигается этот вонючий газ. Да.


Марина: - Мой сын пытался задушить отца.

Фрэнк: - Может быть то, что делает твой сын, имеет смысл. Он не безумен, наоборот - это очень рациональная вещь. А ты когда-нибудь думала о том, чтобы задушить своего мужа, нож в него вонзить, отравить его, прибить его до смерти. Это всё, что жена может сделать. Да. И жёны делают это. Это исторический факт. Некоторые люди говорят, что это истерический факт, но так же это и исторический факт.


Клиент: - Я хочу начать своё дело.

Оператор: - Для начала потренируйся с какой-нибудь небольшой зоной самостоятельности: возьми шефство над цветком. При чём тебе придётся выбрать его самостоятельно. Ты же знаешь - обычно всё делают постепенно. Сначала один кусочек, потом второй - это проверенная веками практика. Сначала в школе тренируются писать буквы, потом слова, потом предложения. Потом разрешают переписывать учебник и записывать слова учителя. И только когда человек натренируется - ему доверяют выразить свои мысли. Пару раз. И чтобы они совпадали с мыслями из учебника. Но свои.

Так что здесь тоже самое - сначала выбрать цветок. Поливать его, растить. Потом два. Через годик тебе можно будет доверить аквариумную рыбку. И если она не сдохнет - тогда уже хомячка.


Клиентка: - Я не могу принять решение.

Оператор: - Наверно над тобой издевались в детстве. Ты же знаешь, всё из детства. Сейчас в разных странах даже куча законов о том, что можно предъявлять иски родителям. Вспомнил, что они издевались, когда тебе было три года - манная каша с комками была или по заднице пару раз врезали - бежишь в суд и требуешь компенсацию. А юриспруденция требует серьёзных оснований. Так что ты можешь прийти в суд и потребовать своих родителей к ответу: «Они меня плохо воспитали - я не могу принять решение». Можно даже квартиру отсудить. Хотя, конечно, тебе будет трудно принять такое решение.


Клиентка: - Я хочу похудеть.

Оператор: - Может тебе просто перестать сопротивляться собственной сущности. Этом учат в куче религий. Ты приходишь, а они сразу заявляют: «Прими себя такой, какая ты есть. Со всем жиром и окороками. И отдышкой». Заходишь на фэйсбук или вконтакте - а там куча мотиваторов. «Прими себя таким, какой ты есть». Наверно это даёт результат. Я не видел, но наверно это работает. Иначе зачем об этом столько говорить.


Пафосные фразы

Когда мы с женой смотрим американские сериалы, она регулярно порывается записать за героями суровые штампованные фразы. Все эти «тебе придётся жить с этим», «прими себя таким» и прочее. Их вставка в речь при провокативном подходе - хороший тон и показатель того, что вы понимаете, что это такое. Естественно, эти фразы должны поддерживать проблемное состояние и вызывать сопротивление - для этого их стоит вставлять регулярно и совершенно не по делу. Можно демонстрируя гротескную серьёзность и важность. А так же двусмысленность и неподходящий контекст. И чем тупее и пафоснее фраза - тем лучше она работает. Вот несколько вариантов.

Для пополнения этих фраз хорошо посмотреть пару сильно патриотичных американских (или наших - там тоже этого добра навалом) фильмов или сериалов. И чем тупее и патриотичнее фильм, тем больше полезного из него можно вынести. Ещё большим кладезем являются фильмы про разных бойцов и спортсменов, которым их гуру и учителя выдают сентенции об обретении себя.
  • Тебе придётся жить с этим.
  • Прими себя таким.
  • Осознай своё истинное призвание.
  • Просто ты не такой.
  • Нельзя получить всё.
  • Не все на это способны.
  • Только преодолев все трудности…
  • В жизни нужно испытать всё.
  • Это мир возможностей.
  • Думай о хорошем.
  • Трудно найти чёрную кошку…
  • Человеку нужна настоящая мечта.
  • Ты и так уже достаточно лжёшь себе.
  • На самом деле ты уже знаешь ответ.
  • Вопрос только в тебе самом.

Оксана: - Да, но я беспокоюсь. А я хотела бы спокойно всё это переживать.

Фрэнк Фарелли: - Это невозможно - ты и так уже достаточно лжёшь себе.


Клиентка: - Я хочу похудеть.

Оператор: - Человеку нужна настоящая мечта. Чтобы было к чему стремиться - дни, месяцы, годы.


Клиентка: - Я не могу принять решение.

Оператор: - Ты же понимаешь, что это мир возможностей. Одна из возможностей - не принимать решение.


Клиентка: - Меня бесит моя свекровь.

Оператор: - В жизни нужно испытать всё. В том числе и столь поглощающее чувство, как настоящая ненависть.


Клиент: - У меня не получается много зарабатывать.

Оператор: - Тебе придётся научиться жить с этим.


Клиент: - Я хочу начать своё дело.

Оператор: - Не все на это способны. Может ты просто не создан для этого. Тебе остаётся просто принять то, что ты полный неудачник.


Неважные ценности

Ещё один способ вызвать сопротивление - обращение к неважным для клиента ценностям. Либо они вообще для него не очень важны, либо не важны в данном контексте. Например, вы предлагаете человеку не сбрасывать вес, потому что это поможет стройным людям чувствовать себя более уверенно, а не стремиться к хорошим отношениям с женой, потому что не стоит отличаться от большинства.

Обращение к неважным ценностям удобно использовать в аргументации, неподходящих решениях, в рефреймингах и раскрутках, описании последствий и так далее.


Фрэнк: - Кроме того, табачным компаниям необходима помощь. Ты слышала, что они в США делают с бедными табачными компаниями? Триста миллиарда долларов хотят отсудить. Кому-то надо курить, для того, чтобы всё это оплачивать. Каждый раз, когда ты делаешь "у-у-у-у" говори себе: "я помогаю бедным табачным компаниям, чтобы они оплачивали свои счета".


Марина: - Мой сын пытался задушить отца.

Фрэнк: - Ты терапевт?

Марина: - Я занимаюсь немного психологией, но мне пришлось ознакомиться с этим, более глубоко погрузиться в эти семейные коллизии.

Фрэнк: - А кем ты работаешь?

Марина: - Вообще я поэт, писатель, я преподаю в Университете Культурологии и Психологии Культуры.

Фрэнк: - Тебе этом может дать великолепную тему для поэмы, эпической поэмы. Ты об этом думала?


Фрэнк: - Какая умница - лёгкие на сквозь больные, а всё равно милая. "Тридцать" ты сказала тебе? Хорошо - ты понимаешь, что многие женщины умирают не дожив до возраста тридцать лет? Ты уже миллионы пережила - деток, девочек и молодых женщин.


Клиентка: - Я не могу принять решение.

Оператор: - Ты знаешь, такая позиция даёт определённую стабильность. При чём на долгое время.


Хорошо использовать «правильные» ценности и антиценности высокого уровня, регулярно декларируемые в обществе: мир во всем мире, голод в Африке, экология и т.д. К тому же желательно взвалить на человека всю ответственность за последствия.

Клиентка: - Я шопоголичка.

Оператор: - Ну, на таких как ты держится современная экономика. Ты же не хочешь, чтобы всё рухнуло?

 

Клиент: - У меня не получается много зарабатывать.

Оператор: - Как ты можешь быть таким меркантильным, когда голодают дети в Африке? Из-за таких как ты, вымирает целый континент.


Так же желательно, чтобы связь ситуации с этими ценностями была, мягко говоря, нелогичной или неявной.

 

Клиентка: - Я хочу начать бегать.

Оператор: - Не стоит. Ты разве не знаешь, что когда бегаешь и вообще напрягаешься, то выделяешь больше углекислого газа? А как же борьба с глобальным потеплением?

 

Клиентка: - Я не могу принять решение.

Оператор: - Знаешь, в древнем Китае считалось что завершённое здание не совершенно. Поэтому в императорских дворцах обязательно была незавершённая комната. Так что твоё принятие решение может просто нарушить совершенство, которого ты сейчас достигла. Да, да, правда!


Провокативные рефрейминги

 

Естественно, в провокативном подходе постоянно используются разговорные рефрейминги и раскрутки (фокусы языка). И здесь они тоже «поддерживают» проблемное состояние или поведение.

Напоминаю, что разговорный рефрейминг меняет смысл ситуации. Рефрейминг смысла напрямую присваивает другое значение: «он не жадный, он бережливый». А рефрейминг контекста помещает поведение в контекст, в котором оно имеет другое значение: «жадность - жадность до знаний».

Самое простое: сделать «поддерживающий» рефрейминг с невербаликой кавычек.

 

Клиентка: - Я не могу принять решение.

Оператор: - Зато тебя не назовут импульсивной.


В добавление к кавычкам нарочитая неконгруэнтность или противоположное невербальное сообщение.

Клиентка: - Я хочу сбросить вес.

Оператор: - Но я бы не назвал тебя толстой. Просто пухленькой. [демонстрация руками большого размера].

 

Клиент: - У меня не получается много зарабатывать.

Оператор: - А сколько ты сейчас зарабатываешь?

Клиент: - Тысяч пятьдесят в месяц.

Оператор: - Ну это совсем не мало. [демонстрация большим и указательным пальцами чего-то крошечного].


Можно сделать «поддерживающий» рефрейминг с неприемлемым для клиента значением. Понятно, что приемлемо для него, а что нет, знает только он сам. Так что калибровка, калибровка, калибровка…

 

Клиентка: - Но они [лёгкие] достаточно больные.

Фрэнк Фарелли: - Ну тем более - что тут беспокоиться и бросать курить. Зачем - да они уже больные.

 

Клиентка: - Я шопоголичка.

Оператор: - Ну это просто проявление твоей подавляемой агрессии. Некоторые это заедают, а ты «закупаешь».

 

Клиент: - Я хочу начать своё дело.

Оператор: - Это просто желание быть защищённым: сначала родители за тебя отвечают, потом начальник, потом жена.

 

Клиентка: - Меня бесит моя свекровь.

Оператор: - Это нормальной чувство - желание уничтожить соперницу.


И в награду небольшой список провокативных рефреймингов контекста от любимой мной "Красной Бурды":

ЗАТО ОН…

Зато мне никто не завидует!

Зато он у меня был первый, кто женился!

Ну и что же, что не оттуда, зато он у меня рукастый!

Зато он может неделями без ужина жить!

Он у меня ничего два раза не повторяет! Сказал – и забыл!

Зато когда он идёт со мною, все полицейские оглядываются!

Зато он на мне женился из жалости, а не из жадности!

Зато он знает, с какого конца пассатижи держать!

Зато с ним всегда есть о чём поорать!

Зато когда на него рявкнешь, он смешно приседает!

Зато от него мало шерсти! И он не линяет и не грызёт обувь!

Зато он у меня всегда виноват!

Зато он детей не ест!

Зато он верит, что всё, что я ему дарю, ему очень идет!

Зато он идиот, и нам положены льготы!

Зато он скоро в командировку уедет.

ЗАТО ОНА…

Зато она умеет борщ на две недели готовить!

Зато за мной всегда глаз да глаз!

Зато она продвинутая пользовательница моего телефона. Так здорово в моем телефоне шарит, не то что я!

Зато хоть кто-то знает, что мне срочно надо сегодня сделать!

Зато у неё голова болит, только когда я в отъезде!

Зато мы с ней нигде не бываем, и хоть бы что!

Зато я её очень люблю, если она сейчас меня слышит…


Провокативные фокусы языка

Провокативные фокусы языка - это вполне обычные фокусы языка, которые подаются в формате «я поддерживаю твою позицию». И, точно так же, задача провокативных фокусов языка - смотивировать на изменение убеждения.

То есть мы придумываем «прямой» фокус языка, а потом подаём его в формально «поддерживающей упаковке», с невербаликой кавычек.
Описание паттернов фокусов языка можно посмотреть в конце книжки.

При этом фокусы языка удобнее применять для работы с общими утверждениями, вроде «никто не может», «вообще сложно», «я не способен», «я не достоин».

Либо предполагать, что у фразы именно общий смысл. Например «Я не способен принять решение» можно воспринимать и как «Я не способен принять конкретное решение» и как «Я не способен принимать решения вообще». И если в прямом подходе сначала бы выяснялось, какой именно смысл человек вкладывает во фразу, при провокативном удобнее выбрать именно общий вариант. Понятно, что в большинстве случаев мотивация прекратить «не принимать решения вообще» скорее всего будет намного сильнее, чем мотивация перестать откладывать принятие отдельного решения.

Например, подобранный «противоположный пример» подаётся как «поддерживающий».

Клиентка: - Я не могу сама принимать решения.

Оператор: - Ну, для женщины это нормально. За неё должен решать мужчина: отец, муж, сын, внук. Они же всегда готовы это сделать за тебя. «Дорогой, что мне надеть сегодня?» «Надень ту кофточку, что моя мама подарила на Новый год. Что-то ты её совсем не носишь.»


Неприемлемые последствия преподносятся как замечательные.

Фрэнк: - Твой муж может с нетерпением ждать длинного-длинного брака. Ну, если ты выживешь. Но если у тебя всего три года осталось. Когда у тебя будет церебральная аневризма или дисфункция сердечная - это другие слова для паралича. Ты можешь сказать, что для него уже не слишком рано искать тебе замену. У-у-у-у. Ха-ха.
Клиентка: - Я думаю, что он умрёт раньше.

Фрэнк: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. У-у-у-у. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. "Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет". Да, это очень очаровательно.


В «стратегии реальности» мы можем предположить, что убеждение подсказал «наиболее сведущий в этом и авторитетный человек».

Клиентка: - Я не могу найти себе подходящего мужчину.

Оператор: - Наверняка, это тебе мама сказала. Мамы - они всегда готовы поддержать. Сказать то, что никто другой тебе точно не скажет, открыть глаза: «Он тебя не достоин». И так про каждого твоего мужчину. При этом только искренняя поддержка. Мамы всегда хотят для дочерей самого-самого лучшего.


Используя паттерн «разделение» можно описать, как именно «должен» срабатывать критерий. Желательно, чтобы это всё выглядело гротескно и смешно.

Клиент: - Нельзя честно заработать много [денег].

Оператор: - Да, действительно. Если у кого есть деньги - сразу видно, бесчестный человек. Причём это наступает точно после определённой суммы. Зарабатывает сорок девять тысяч - честнейший душевный человек. А как только пятьдесят - сразу меняется. Сволочью становится, обманет за грош ради своей выгоды.


Для «Модели мира» выбираем наиболее неподходящую референтную группу.

Правда с «Моделью мира» отдельная история - это единственный паттерн фокусов языка, который предлагает «правильное» убеждение - все остальные стараются разрушить старое.

Клиент: - Сейчас очень тяжело начать своё дело.

Оператор: - Да, сейчас все так говорят. Не то что тяжело, практически невозможно. Вот моя соседка-пенсионерка именно это и утверждает. Так и говорит: «Довели страну, сволочи».

Как я уже писал - провокативка использует привычные вещи, но в необычном контексте. Сам провокативный подход - вызов логике, но не здравому смыслу - такой психологический дзэн.


Гротеск

Вообще говоря, вся провокативка – один сплошной гротеск. Доведения до абсурда, преувеличение, несуразности – основа подхода. При этом степень гротеска обычно нарастает потихоньку, с каждым шагом картинка ситуации становится всё более и более абсурдной, пока «верблюд не падает».

Это из метафоры. Вот вы грузите на верблюда солому – грузите, грузите, грузите, - и в какой-то момент он падает. От последней соломинки. У некоторых возникает вопрос: «А почему нельзя было положить эту соломинку первой – верблюд бы сразу и упал?»

Гротеск вы можете видеть практически во всех приведённых примерах провокативного воздействия. Но здесь ещё раз текст из сессии Фрэнка Фарелли – наблюдайте, как развивается степень абсурда.


Фрэнк: - Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов - только кремация. Знаешь, это было бы здорово - чтобы двух курильщиков кремировали. У-у-у-у. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. "Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет". Да, это очень очаровательно. Что?

Оксана: - Ну у нас места на кладбище много. У нас нет проблем с землёй.

Фрэнк: - Да знаю я, но говорю сейчас о поэтической метафоре для подлинного курильщика. Будь умницей. Я уверен, что табачные компании были бы счастливы, если бы тебя похоронили в коробочке из под Винстона. Или Кемела.

Оксана: - Я не курю ни то, ни другое, поэтому лучше в другой какой-нибудь пачке.

Фрэнк: - Ну и фиг с ним. А что ты куришь?

Оксана: - Вог.

Фрэнк: - Это русские сигареты?

Оксана: - Да, делают здесь, наверное.

Фрэнк: - О, им это понравится. Ты и твой муж - вы будете просто моделями на плакатах. "Они курили наши сигареты и их даже схоронили в наших коробочках".

Оксана: [Смеётся]


Где проходим:

Тренинг «Провокативное воздействие»

По теме:

Презентация:: Провокативные фокусы языка

Мои книги:: Провокативный подход

Статья:: Факторы Фарелли